Фрагмент для ознакомления
2
1. Ситуационная задача.
Проанализируйте представленные упражнения. Развитию каких УУД они могут
способствовать?
1. Вставьте в каждое предложение слово «охотник», а потом объясните свои действия.
На поляну вышел… . Движения … осторожны. Щенок очень понравился … .
2. Из слов ученик, учитель, ответить, вопрос составьте несколько разных предложений. Объясните, почему с помощью одних и тех же слов передаются разные мысли.
2. Ситуационная задача.
Учитель первого класса на педагогическом совете в конце четвертой четверти известила руководство школы о том, что обучающийся 7 лет не справляется с программным
материалом, демонстрирует неадекватное поведение (часто не понимает требования учителя, сидит на уроке с отсутствующим взглядом либо играет с игрушкой и т.п.; существуют трудности в общении с одноклассниками, часто дерется, провоцирует конфликты и
т.п.)
- Обозначьте алгоритм действий руководителя образовательной организации.
- Определите алгоритм действий психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
- Какие варианты построения образовательного маршрута возможны в данном
случае и при каких условиях?
3. Ситуационная задача.
Ученики 4 класса, в котором Вы являетесь классным руководителем, объявили
бойкот одному из обучающихся. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что
скажете и др.) в данной ситуации и почему? Ответ аргументируйте.
3. Ситуационная задача.
Перед Вами несколько упражнений, предложенных младшим школьникам. Определите их цели, оцените обучающий и исследовательский характер.
1. Охарактеризуйте, что общего у зимы и лета. А у слов зима и лето? Что различного в первом случае и во втором?
2. Как в глаголы играть, читать, бегать внести значение: действие совершает человек в момент речи? Что действие совершалось до момента речи несколькими людьми?
Что действие совершал в момент речи тот, к кому обращаются? Назовите средства языка,
с помощью которых вносятся эти значения.
3. Ученик в соседнем классе, анализируя глагол думала, указал 3 лицо. Прав ли он?
Почему? Как бы Вы посоветовали ему действовать, чтобы проверить себя? Другой ученик
о глаголе пишет сказал, что он мужского рода. Как проверить, прав ли он?
4. В основах родственных слов обязательно есть общая часть, которая построена
на одних и тех же или чередующихся звуках. Эта часть показывает, от какого слова образовались родственные слова. Как Вы догадались, что слово лесник образовано от слова
лес, а слова рыбак и рыбный – от слова рыба?
5. Ситуационная задача.
Перед Вами несколько упражнений из учебника русского языка В.В. Репкина для 1
класса. Выполните эти упражнения и охарактеризуйте их методическое содержание.
1. В слове астра две одинаковых гласных буквы. Одинаковую ли работу они выполняют в этом слове? Покажите это на схеме.
Одинакова ли работа гласной буквы в словах сел и ел?
2. Сколько разных гласных звуков в слове утюги? Алеша считает, что два, Маша –
пять, а Петя – три. С кем ты согласен?
3. Запиши звуками слово утята. Сколько в этом слове разных согласных звуков?
Считаете ли Вы возможным использование подобных упражнений при обучении
по традиционной системе? Если да, то в каких темах, что должно предшествовать их использованию?
6. Ситуационная задача.
Проанализируйте фрагмент урока. Назовите его тему, выделите основные этапы
(постановка учебной задачи, наблюдение над фактами языка и введение необходимых
сведений, выведение алгоритма действий, закрепление).
Охарактеризуйте задачи, решаемые на каждом из этапов, и используемые приемы.
- Один иностранный студент, изучающий русский язык, получил задание: соединить слова «река», «пруд», «озеро» со словом «глубокий». Вот как он это сделал: «река
глубокий», «пруд глубокий», «озеро глубокий». Правильно ли? А как нужно?
- Этот иностранный студент не знал двух секретов имен существительных русского языка. Каких же?
- Чего не знал этот иностранец об именах существительных русского языка?
- А в чем 2-й секрет? В том, что имена существительные подчиняют себе имена
прилагательные, с которыми они связаны по смыслу: имя существительное женского рода
требует, чтобы и связанное с ним прилагательное было женского рода, имя существительное мужского или среднего рода требует от имени прилагательного быть такого же рода.
Теперь, когда вы знаете важнейшую особенность имен существительных русского
языка (например, в английском языке такой особенности нет), можете сказать: чему же
надо научиться иностранцу, чтобы правильно присоединить к именам существительным
имена прилагательные?
- Иностранец, например, англичанин, не сможет воспользоваться нашим способом,
он не сможет правильно подставить нужные слова – ему надо подсказать окончания существительных мужского, женского и среднего рода, по которым он смог определить род.
Давайте попробуем выяснить эти окончания. Будут называться слова, а Вы, действуя выведенным способом, определите их род и запишите каждый в свой столбик. Итак, как же
будем действовать, определяя род имени существительного?
7. Ситуационная задача.
Часто в СМИ можно встретить рекламу фастфуда, чипсов и другой продукции. Составьте фрагмент урока-обсуждения данной рекламы и отношения к ней с учащимися 4
класса начальной школы.
8. Ситуационная задача.
Вам необходимо с обучающимися второго класса провести внеурочный эксперимент «Прорастание семян гороха» и выяснить условия прорастания. Определите, какие
предметные результаты обучения Вы спроектируете достигнуть в результате данного эксперимента?
Обоснуйте свой ответ.
9. Ситуационная задача.
По материалам выбранной Вами темы учебника «Окружающий мир» спроектируйте фрагмент урока с использованием современных методов и технологий обучения и составьте тестовые задания на оценку одного предметного и одного метапредметного умения.
10. Ситуационная задача.
В соответствии с ФГОС НОО у обучающихся необходимо развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Спроектируете
фрагмент наблюдения с детьми на экскурсии по теме «Жизнь растений осенью» для выяв-
ления проблемы: «Почему хвоя лиственницы осенью желтеет и опадает в отличие от сосны?»
Какие вопросы и задания зададите детям?
На развитие каких умений они будут направлены?
Справятся ли учащиеся с решением данной проблемы?
Обоснуйте свой ответ.
11. Ситуационная задача.
На уроке важно наличие физкультминутки для смены деятельности и отдыха обучающихся.
Вы проводите физкультминутку первый раз, поэтому необходимо показать обучающимся движения и их последовательность. Когда увидите, что дети справляются с заданием, Вы продолжите выполнять упражнение или прекратите и позволите детям делать его самостоятельно?
Обоснуйте свой ответ.
12. Ситуационная задача.
Учитель дает обучающемуся задание и предлагает выполнить его в паре, а тот не
хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать! Я не буду это рисовать!»
Как должен поступить учитель в данной ситуации? Как лучше организовать сотрудничество при выполнении данной работы?
13. Ситуационная задача.
Дети младшего школьного возраста воспринимают снег в соответствии с уже сложившимися стереотипами – белым, и рисуют его таким в своих творческих работах. Какая
профилактическая работа должна быть проведена для преодоления подобных стереотипов?
14. Ситуационная задача.
Особым видом наглядности на занятиях по изобразительному искусству является
педагогический рисунок, специфика которого заключается во взаимосвязи слова и рисунка. Основной его целью является показ приемов выполнения учебных работ. Существует
несколько видов педагогического рисунка:
- рисунок на доске (направленный на исправление часто встречающихся ошибок);
- рисунок на полях учебной работы (направленный на исправление индивидуальных ошибок);
- исправление ошибок непосредственно в учебной работе ученика.
Является ли правомерным последний вид педагогического рисунка в современной методике? Обоснуйте свой ответ.
15. Ситуационная задача.
При изучении блока декоративно-прикладного искусства обучающиеся знакомятся
с национальным характером народных художественных промыслов. Покажите на примере, как организовать работу по изучению народного декоративно-прикладного искусства в
рамках передачи знаний о народных промыслах и увлечь детей изучением этого вида искусства.
16. Ситуационная задача.
Введению единиц величин предшествует работа по использованию различных мерок. Выполняя эту работу, обучающиеся усваивают способ измерения и осознают необходимость введения общепринятой единицы изучаемой величины. Приведите примеры
практических работ на этапе введения единиц длины: использование мерок, ознакомление
с единицей величины, измерительным прибором.
17. Ситуационная задача.
На уроке в 1 В классе на уроке математики учитель прочитал детям задачу: «Во
дворе гуляло 10 детей. 3 из них были мальчики, остальные девочки. Сколько было девочек?».
Не успев дослушать вопрос, Коля закричал с места:
- Девочек 7.
- Хорошо, а какое действие ты выполнил? – уточнил учитель.
- Я прибавил, сказал Коля.
Можно ли считать, что обучающийся решил задачу? Почему? Как Вы думаете, почему Коля озвучил правильный ответ к задаче? Формирование какого из познавательных
универсальный учебных действий (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы, моделирование) позволит устанавливать взаимосвязь между данным и искомым и
находить правильный ответ задачи?
18. Ситуационная задача.
Младшим школьникам дано задание: «Составь множество значений переменной k в
предложении: «В месяце k воскресений».
Выполните за обучающегося задание, в каком классе может быть организована подобная
работа? Какие УУД формируются в процессе организации подобной работы?
19. Ситуационная задача.
При поступлении ребенка 7 лет в общеобразовательную школу родители предоставили заключение ПМПК, в котором рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе начального образования обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи, вариант 5.2.
- Дайте обобщенную характеристику особых образовательных потребностей обучающегося.
- Укажите предполагаемые сроки обучения по указанному варианту АОП.
- В чем будет заключаться специфика указанной АОП в ее содержательной части?
- Какие специальные образовательные условия необходимо создать в образовательной организации для данного ребенка?
20. Ситуационная задача
Прочитайте краткий план урока. Над произведением какого жанра ведется работа?
Ответ аргументируйте.
1. Подготовка к восприятию - слушание музыки.
2. Произведение читает учитель (наизусть).
3. Повторное чтение обучающимися про себя.
4. Анализ языка произведения.
5. Словесное рисование.
6. Работа над выразительностью чтения (прослушивание произведения в грамзаписи, анализ; составление партитуры чтения; упражнения в выразительном чтении).
7. Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению.
Предложите свой вариант работы на уроке.
21. Ситуационная задача
Перед Вами несколько видов творческих заданий при работе с текстом художественного произведения. Охарактеризуйте их методическое содержание.
1. Иллюстрирование выбранного отрывка из текста.
2. Рецензирование детьми созданных рисунков.
3. Составление диафильмов к тексту.
4. Изготовление книжки-самоделки.
Считаете ли Вы возможным использование подобных заданий при обучении? Если
да, то на каких этапах формирования школьника-читателя, что должно предшествовать их
использованию?
22. Ситуационная задача
Представьте самостоятельно разработанный фрагмент урока литературного чтения
(произведение, класс, программа – на выбор), в котором имеется учебная ситуация, нацеленная на формирование метапредметных результатов обучения.
23. Ситуационная задача
Педагог, уставший от постоянного шума на занятиях: «Зачем вы приходите в школу? Разве не для того, чтобы чему-то научиться?» Ученики хором: «Мы приходим поиграть».
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
24. Ситуационная задача
На уроке русского языка в начальной школе при изучении правила написания не с
глаголами один из обучающихся говорит: «Какая разница, как писать: слитно или раздельно? Всѐ равно всем и так понятно, что написано». Что Вы ответите? Придумайте ситуацию мотивации к изучению правила написания не с глаголами.
25. Ситуационная задача
Прочитайте план урока.
1. Подготовка к восприятию: в ходе беседы выясняется значение отдельных слов и
выражений.
2. Учитель рассказывает произведение близко к тексту.
3. Чтение учащимися вслух по частям.
4. Анализ содержания (акцент делается на характеристике персонажей, их взаимоотношениях) и образного языка.
5. Подготовка и проведение чтения по ролям.
6. Драматизация отдельного эпизода.
7. Домашнее задание: нарисовать иллюстрации, подготовиться к пересказу от лица
одного из персонажей. Проанализируйте данный урок:
Назовите его тему, выделите основные этапы (постановка учебной задачи, наблюдение над фактами языка и введение необходимых сведений, выведение алгоритма действий, закрепление).
Охарактеризуйте задачи, решаемые на каждом из этапов, и используемые приемы.
Считаете ли Вы возможным использование на данном уроке электронных образовательных ресурсов? Если да, то на каком этапе урока? Какие виды электронных образовательных ресурсов можно использовать на данном уроке?
1. Ситуационная задача.
Проанализируйте представленные упражнения. Развитию каких УУД они
могут способствовать? Вставьте в каждое предложение слово
«охотник», а потом объясните свои действия. На поляну вышел….
Движения…..осторожны. Щенок очень понравился …...
При вставке в предложение слова «охотник», изменяется падеж
существительного, часть речи слова в предложении (в первом - это
подлежащее, в других предложениях- второстепенный член предложения).
Данное задание способствует развитию следующих УУД:
-личностных (сообразительность, внимание);
-познавательных общеучебных (смысловое чтение);
-логических УУД (сравнение, установление причинно-следственных
связей);
-регулятивных (коррекция деятельности), если задание выполняется с
ошибками.
2. Из слов ученик, учитель, ответить, вопрос составьте несколько разных
предложений. Объясните, почему с помощью одних и тех же слов
передаются разные мысли.
В этом задании от ребенка требуется не только расставить слова в
определенном порядке, но и расставить их так, чтобы получившееся
предложение имело смысл. Данное задание способствует развитию
следующих УУД:
-личностных (внимание, сообразительность, мысленное воспроизведение
ситуации);
-познавательных общеучебных (смысловое чтение, осознанное построение
речевого высказывания);
-логических (синтез, установление причинно-следственных связей);
-регулятивных (коррекция деятельности), если задание выполняется с
ошибками.